Про полеты души и тела.  

УЗУН - СЫРТ
(гора им. Клементьева)

В Крыму много красивых и известных гор. Ай-Петри, Аю-Даг, Кара-Даг, Демерджи - эти названия стали визитной карточкой Крыма. Они известны всем, но в Крымских горах есть великое множество не менее прекрасных вершин и хребтов с древними загадочными названиями.

Почти о каждой возвышенности в Крыму местное население сложило по легенде, а о некоторых можно услышать даже несколько. Недалеко от Феодосии тянется хребет, само название которой уже звучит, как легенда - Узун-Сырт (Длинная Спина). Для меня именно это название - Узун-Сырт, а также Кара-Даг и Коктебель, прежде всего ассоциируются с Крымом. Кому-то название этой горы, которую в прямом смысле слова и горой нельзя назвать, потому что выглядит она, как длинный ровный вал, напоминающий исполинскую застывшую волну морского прибоя, так вот, это название большинству людей ни о чем ни говорит. А примечательна она тем, что здесь органично сплелись две стихии - горы и небо. Постоянно дующие ветра образуют над склонами хребта восходящие потоки обтекания, которые позволяют в этом месте совершать парящие полеты. Именно по этой причине Узун-Сырт стала колыбелью для отечественного планеризма, дельтапланеризма и парапланеризма. Гора стала важной вехой в жизни не только для тысяч влюбленных в небо, но и для тех, кто стал славой и гордостью нашей авиации. Тот, кто хорошо знает историю отечественной авиации, может вспомнить, что эта гора стала трамплином к мировой известности для знаменитых авиаконструкторов: Королева, Антонова, Илюшина, Яковлева.

Пожалуй, из всех крымских гор Узун-Сырт имеет самую молодую легенду, которая звучит так:

"Однажды, в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор, покоритель самой коварной фигуры высшего пилотажа - "штопора", внук художника Айвазовского, Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. По дороге Арцеулов рассказывал поэту об авиации, о восходящих потоках и предложил подняться на гору Узун-Сырт, которая была почти по пути.

Дул свежий южный ветер. Перед путешественниками открылся вид живописной Котебельской долины. Восхищенный Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но шляпа не упала, а замерла на месте, плавно поднялась кверху и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников - авиаторов с планерами".

В 1923 году на Узун-Сырте состоялись I Всесоюзные планерные состязания, ставшие в дальнейшем традиционными. Юными были пилоты и конструкторы, незамысловатыми планера, много неизвестного таило в себе новое увлечение. Случались и неудачи, ведь опыта полетов на планере не было почти ни у кого - в том далеком 23-ем году разбился пилот Петр Клементьев и на долгие годы переименовали Узун-Сырт в гору Клементьева, хотя, почти все летающие между собой называли ее уважительно, с большой буквы - Гора.

До 1937 года на Горе было проведено одиннадцать таких смотров планерной техники. Планеристы уверенно освоили мастерство парящих полетов и поставили здесь несколько мировых рекордов по продолжительности полета. На Узун-Сырте открыли Школу планерного мастерства и тысячи юношей и девушек впервые почувствовали вкус неба именно здесь. Но со временем планерный спорт "ушел" в равнинные места и стал не таким доступным, как в 30-е годы, когда планера делали из дерева и ткани даже школьники.

Второе дыхание открылось у Горы в 70-х годах, когда появился новый вид летательных аппаратов - дельтапланы. Простая конструкция из алюминиевых труб и синтетической ткани, весящая 20-30 кг, позволяла взлетать с ног пилота и выполнять парящие полеты, подобно планеру. На Горе в 1977 году собрался I Слет дельтапланеристов, и с тех дней над склонами Узун-Сырта постоянно кружатся разноцветные бабочки - дельтапланы. Дельтапланеризм - прекрасный вид спорта и замечательный отдых от повседневной суеты, он дает непосредственное ощущение полета, когда пилот, подобно птице, чувствует восходящие потоки, и используя их дармовую энергию, поднимается к облакам, пролетает многие десятки километров без единой капли горючего. Это спорт, объединяющий романтику свободного полета и знания точных авиационных дисциплин.

В конце 80-х годов появился еще один оригинальный летательный аппарат, именуемый парапланом. Внешне напоминающий спортивный парашют, он позволяет стартовать с горы и совершать парящие полеты. На параплане не сложно научиться летать, его вес не превышает 10 кг и он компактен - помещается в обычном рюкзаке. Именно эти качества сделали его наиболее популярным видом отдыха и спорта во всем мире. На Узун-Сырте ежегодно проводят разные парапланерные и дельтапланерные соревнования и фестивали, весьма зрелищные и интересные.

Но Гора интересна не только своим авиационным прошлым и настоящим, это одно из красивейших мест Крыма. Хребет Узун-Сырт является естественной границей между степным Крымом и Крымом горным. На севере - почти ровная степь, а на юге - вершины гор.

Я помню свое первое впечатление от Горы... Мы поднимались на Гору по дороге, которая полого поднимается по северному склону на ровное плато. Был солнечный прозрачный сентябрьский день. Сначала я увидел только острые вершины массива Кара-Даг, но с каждым шагом, по мере приближения к обрывистому южному склону Узун-Сырта, передо мной постепенно открывалась завораживающая картина - почти осязаемый Кара-Даг с характерными вершинами скалы Сюрюкая, чуть дальше - несколько рядов горных хребтов, ступеньками поднимающиеся к горизонту. Справа, словно громадный крейсер, в долину врезается гора Коклюк, за ней закрывает горизонт насупившийся Агармыш, у подножия которого находится Старый Крым. Чуть левее, в сизой дымке - море, а на берегу, крохотные на таком расстоянии, домики поселка Коктебель (бывшее Планерское). Внизу, в долине, от края до края ровными прямоугольниками расположились виноградники совхоза "Коктебель". А в геометрическом центре долины белеют солончаки озера Бараколь.

Под ногами шуршали небольшие камешки, со стороны моря тянул легкий морской бриз. Над склоном парило несколько птиц. Было тихо и торжественно... Каждый раз, когда я снова попадаю на Узун-Сырт, я стараюсь прийти на то место, откуда впервые увидел древний Кара-Даг и долину Коктебель. И искренне верится, что машина времени существует. Ведь точно также видели эти горы кимерийцы, самая древняя народность Крыма; татарский хан в средние века; Макс Волошин в начале ХХ века, и Королев с Антоновым в 30-е годы.

Сейчас на Узун-Сырте находятся Центр планерного спорта, Республиканский дельтапланерный клуб, несколько парапланерных школ. В Центре организуют для желающих полеты на планерах, самолетах и мотодельтапланах над Крымом, а в Республиканском дельтаклубе за несколько недель могут научить летать на дельтаплане или параплане, а также освоить полеты на мотодельтаплане.

Во время хорошей летной погоды над Горой летают одновременно дельтапланы, парапланы и планера, всем хватает места в голубом небе. Зрелище это совершенно замечательное, почти фантастическое, когда на фоне Крымских гор и Черного моря плавно парят изящные летательные аппараты, и к шелесту ветра и пению птиц присоединяется легкий свист крыльев, рассекающих теплый упругий воздух.

Всех, кто будет летом в Крыму, приглашаем посетить это уникальное место. Попасть туда не сложно. На дороге Феодосия - Судак, не доезжая до Коктебеля (Планерского), есть небольшой поселок Подгорное, от которого вправо уходит единственная асфальтированная дорога, полого поднимающаяся вверх. Она то и приведет вас на плато горы Узун-Сырт. Даже если вам не повезет увидеть полеты, вы не разочаруетесь, потому что увидите поэтический пейзаж Крымских гор и Кара-Дага. А если повезет, то вероятно захочется полететь подобно птице - поверьте, нет ничего прекраснее вида гор и моря с высоты птичьего полета.

С.Сергеев

Впервые статья опубликована в журнале "Международный туризм" (с)

Узун-Сырт или другая сторона Коктебеля
(9 okt 2002 16:54) от Летчик


Ну щас скажу...

Для тех кто не знает, Гора Узун-Сырт (или гора Клементьева, по советски) находится километрах в 5 от Коктебеля по дороге на Феодосию. Отличается она тем, что ее вершина плоская и простирается на 5 км. На ней находятся несколько стратегически важных объектов: Республиканский дельтаклуб, 5 или 6 домиков для жилья, филлиал ЦАГИ со своим летным полем, самолетами и планерами (живет отдельной жизнью) ну и засекреченные объекты - два бара (в народе дельта и пара бар (один просто висит над обрывом - красотища) и туалет типа сортир. Следует отметить что цены в барах - если не на порядок, то значительно ниже чем в Коке, пей+ешь сколько душе угодно без значительного удара по кошельку.

Обычно Гора оживает в мае а рассцвет ее активности приходит на конец августа, когда туда съезжаются пара и дельтапланеристы со всего СНГ.. тогда там жарко..

Вспомнил анекдот: стоят девочка и мальчик под горой на которой летают парапланеристы, мальчик - Летчики!! Девочка - А мама сказала - ИДИОТЫ... так вот это о нас..

Так, отвлекаюсь.. Живут на горе довольно разные люди, но их объеденяет одно - любовь к небу. Именно объеденяет.. там нет Чужих!! Если человек приехалпришелприлетел на Гору - то он свой! Кто не интересуется небом - туда просто не ходят - по моему мнению это самое главное в той тусовке!!

Жизнь на Горе "размеренна и спокойна", распорядок простой - утром полеты, вечером - полеты, для эктремалов - днем полеты... К вечеру тусовка начинает потихоньку стягиваться к барам и начинается "колдование погоды" на следующий день... все это происходит под звон бокалов (прям романтика получается), трепа о сегодняшних и прошлых полетах, байках итд.. заканчивается это обычно танцами.. по=этому следующее утро может оказаться не очень безоблачным и при солнечной погоде (хотя кому я это рассказиваю, вы и сами знаете)..

Из развлечений для людей "снизу" есть следующее (в ценах могу ошибиться) - полет на планере - 10 мин - прим. 100грн, самолет Як-52 - 3доллмин, мотодельтаплан (те же самые, что и возле пляжа) - 10мин, 100грн, полет на параплане в тандеме - 50 грн, 10 мин (те же самые пилоты, что и на горе возле пограничников)..

Я бы рекомендовал приезжать под вечер (такси примерно 30 грн от Кока), погода классная для полета на параплане - вечернее молоко.. эхх.. хочу туда!!! Ну и не забудте заглянуть в бар для "сугреву"... а если есть возможность то оставайтесь там подольше.. часов в 11 вечера там просыпается настоящая жизнь.. может вы и не захотите ехать назад в Санта Фе или еще куда-то.. Для меня самого наибольшее впечатление производит атмосфера царящая вокруг.. так и хочется выкрикнуть ВСЕ ЛЮДИ БРАТЬЯ (И СЕСТРЫ)!!

Для меня этот год выдался особенно тяжелым, тк я остановился в Коке (вот где сказивается привычка жизни в комфорте (по сравнению с жизнью в палатке на Горе)) и приходилось каждое утро ездить на гору ... полеты начинались примерно в 7 утра.. надеюсь, что продолжать дальше о моем самочуствии не стоит.. раньше 4 утра я ниразу не возвращалса с Санта ФеЗодиака.. но я выжил!! Правда, под конец отпуска при посадке вывернул ногу ;(( Может кто-то видел в Коке в 20 числаг августа хромающего очкарика - это был я :)) собсной персоной..

Вот, а еще с Горы открывается сумашедший вид на Коктебельскую долину, Карадаг, озеро Бараколь, Коклюк э-хэ-хэ-хэ... хочу лета!!


Главная
Оглавление



Hosted by uCoz